Дерево Дом Строй - строительство кирпичных, каркасных, деревянных домовДерево Дом Строй - строительство кирпичных, каркасных, деревянных домов. Стойкость бетона и железобетона в емкостных сооружениях водоочистки. Стойкость бетона и железобетона в емкостных сооружениях водоочистки // Строительные материалы. 2003. №10. C. 36-37. В системе канализотания крупных городов одно из ключевых положений занимают городские очистные сооружения канализации (ГОСК), включающие аэротенки с емкостями первичных и вторичных отстойников. В России основной парк этой группы сооружений был возведен в 60"80-е годы XX в. в сборном и сборно-монолитном варианте. На ГОСК Уфы в настоящее время работают два блока размерами в плане 150x150 м и высотой 5 м каждый. Блок № 1 построен в 1974 г. блок № 2 - в 1985 г. В связи с перегружением этих сооружений, а также с учетом перспективы увеличения объема сточных вод в середине 90-х годов XX в. было начато строительство блоков № 3 и № 4. В настоящее время для Уфы остро стоит вопрос о завершении строительства и пуске в эксплуатацию этих объектов. В 2003 г. специалистами УГНТУ и МУП "Уфаводоканал" было проведено комплексное обследование технического состояния конструкций блока № 1 с целью решения следующих задач. " определение степени физического износа конструкций объекта после длительного срока его безремонтной эксплуатации (Тэ=29 лет. " разработка мероприятий по капитальному ремонту и усилению поврежденных конструкций для обеспечения безаварийной работы сооружения до нормативного срока службы (Т н =50 лет), то есть на период не менее 21 года. " выявление характерных дефектов и повреждений конструкций сооружения после длительной эксплуатации, с тем чтобы учесть их при завершении строительства емкостей блоков № 3 и № 4. Основанием для экстраполяции данных по стойкости бетона и железобетона с емкостей блока № 1 на вновь строящиеся сооружения блоков № 3 и № 4 стали следующие рассуждения. " материалы обследования блока № 1 являются фактически результатами длительного натурного эксперимента, учитывающего многообразие неблагоприятных факторов эксплуатационной среды и их взаимное влияние, что практически невозможно смоделировать в лабораторных условиях. " параметры эксплуатационной среды (газовоздушной фазы и сточных вод), а следовательно, и ее агрессивность являются достаточно стабильными для региона. " конструкции блоков № 1, № 3 и № 4 изготовлены в Башкирии на местной сырьевой базе, то есть бетон как по химико-минералогическому составу цементного камня, так и по структуре (пористость, состояние контактной зоны "цементный камень " заполнитель") имеет близкие характеристики. Работы по обследованию были проведены как снаружи, так и изнутри сооружения. К первой категории конструкций относятся те, которые являются доступными для обследования даже при заполненных емкостях, то есть в эксплуатационном режиме объекта. Это надводные конструкции, а также конструкции расположенных по периметру сооружения полузаглубленных каналов-коридоров, предназначенных для размещения технологического оборудования и контроля за протечками в наружных стенах емкостей. Возможность обследования состояния конструкций, расположенных ниже уровня сточных вод, представилась в связи с кратковременным опорожнением одного из четырех аэротенков блока № 1 для замены в нем технологического оборудования. Блок емкостей № 1 состоит из четырех идентичных секций, причем каждая секция включает в себя первичный и вторичный отстойники и собственно аэротенк. Аэротенки блока емкостей № 1 по принципу очистки сточных вод являются типовыми четырехкоридорными аэротенками-смесителями, представляющими собой открытое прямоугольное емкостное сооружение, выполненное из сборно-монолитных тонкостенных железобетонных конструкций. Днище, стыки между стеновыми панелями, а также участки стен в углах выполнены из монолитного железобетона. Основными конструктивными элементами аэротенков и отстойников являются плоские стеновые панели двух типов: вертикально расположенные консольные стеновые панели наружных стен и горизонтально расположенные самонесущие стеновые панели внутренних стен-перегородок. По условиям эксплуатации бетонные и железобетонные конструкции аэротенков могут быть разделены на две группы, для которых характерны определенные виды агрессивного воздействия (табл. 1. Поскольку наблюдается лишь незначительное снижение прочности поверхностного нейтрализованного слоя бетона по сравнению с бетоном внутренних слоев, то, вероятно, в наибольшей степени на надводную часть конструкций происходит совместное воздействие лишь первых трех разрушающих бетон факторов, а микробиологическая коррозия не проявляется в явном виде из-за пониженной концентрации сероводорода в газовоздушной среде. К числу наиболее характерных дефектов и повреждений строительных конструкций сооружения относятся следующие. " нейтрализация и разрушение защитного слоя бетона железобетонных конструкций, расположенных выше уровня налива сточных вод (плит-мостиков, консолей колонн и панелей-перегородок. " коррозионные повреждения конструктивной и частично рабочей арматуры в железобетонных конструкциях, расположенных выше уровня налива сточных вод (в плитах-мостиках и консолях колонн. " дефекты строительства, допущенные при монтаже железобетонных конструкций (малая глубина защемления панелей-перегородок. " образование трещин и сколов в конструкциях панелей-перегородок и колонн. " обрушение 5% железобетонных панелей-перегородок вследствие механического воздействия и коррозионного износа. " образование трещин и сколов в слое торкрет-бетона, а также его разрушение на 70% площади стен. " коррозия закладных деталей и других металлических элементов в зоне действия паровоздушной среды. " образование трещин в местах стыков наружных стеновых панелей и в углах аэротенка. Обследование емкостей показало, что 13% плит-мостиков и 5% консолей колонн находятся в пред-аварийном состоянии. Наиболее слабым местом аэротенков и отстойников являются стыки железобетонных конструкций наружных стеновых панелей, как угловых, так и рядовых, разгерметизация которых приводит к прониканию сточных вод за пределы сооружения и нарушению экологической безопасности сооружения. Повреждения конструкций полузаглубленных каналов-коридоров, расположенных по периметру емкостей, обусловлены глубокой карбонизацией бетона и вызванной этим коррозией арматуры: более 4% ребристых плит покрытия требуется заменить, а около 11 % - капитально отремонтировать или усилить. Выполненные оценочные расчеты по прогнозу долговечности железобетонных конструкций свидетельствуют об относительно малой скорости коррозии бетона и железобетона [2]. При условии выполнения ремонтно-восстановительных работ действующие аэротенки имеют резерв по долговечности сроком не менее 30 лет. 1. СНиП 2.03.11-85. Защита строительных конструкций от коррозии // Госстрой СССР. М. ЦИТП Госстроя СССР. 1986.46 с. 2. size=2>Комохов П.Г. Латыпов В.М. Ла-тыпова Т.В. Вагапов Р.Ф. Долговечность бетона и железобетона. Приложения методов математического моделирования с учетом ингибирующих свойств цементной матрицы. Уфа: Белая река. 1998. 216 с. В.М. ЛАТЫПОВ, зав. кафедрой "Строительные конструкции", д-р техн. наук, Т.В. ЛАТЫПОВА, канд. техн. наук. Л.Н. ВАЛИШИНА, Е.В. ЛУЦЫК, Р.Р. АХМАДУЛЛИН, A.Р. АНВАРОВ, инженеры (УГНТУ. |