Реклама

» » Современные тенденции проектирования концертных залов

Теплоизоляция, Садовый инструмент

Современные тенденции проектирования концертных залов

Современные тенденции проектирования концертных заловСовременные тенденции проектирования концертных залов.

Аналитическая записка для руководителя департамента культуры НСО от 15 марта 2009 г. Ложкин Александр Юрьевич, Профессор Международной академии архитектуры (отделение в Москве), Директор Фонда «Золотая капитель.

Активное строительство концертных залов, как специализированных зданий, ведется с конца ХIX века, когда во всем мире началось создание филармоний, консерваторий и музыкальных школ. До того времени для публичного исполнения музыкальных произвдений использовались помещения иного назначения: театральные залы, храмы, дворцы. В течение ХХ века был накоплен большой опыт строительства концертных залов.

Основные особенности строительства концертных залов: 1. Концертный зал рассматривается как музыкальный инструмент, качество которого играет крайне важную роль при исполнении произведений. 2. Концертные залы по типам делятся на: • специализированные концертные, рассчитанные на один вид концерта; • универсальные концертные, рассчитанные на демонстрацию нескольких видов концертов; • универсальные зрелищные, рассчитанные на концерты и другие виды зрелищ Естественно, лучшими акустическими качествами обладают специализированные залы, рассчитанные на конкретные виды исполнений и иногда строящиеся под конкретный коллектив. Для больших концертных залов такие решения применяются редко. Но и при многофункциональном испльзовании, как правило, форму, специфику, материалы отделки зала определяют именно условия его использования для концертной деятельности. 3. Концертные комплексы, как правило, проектируются многозальными, что дает зрителям возможность выбора концертной программы и, одновременно, снижает стоимость эксплуатации всего комплекса в целом. 4. Здания концертных комплексов всегда располагаются в важных в градостроительном отношении местах и, помимо утилитарной, выполняют также имиджевую функцию, участвуя в формировании парадного, «открыточного» образа города. 5. Концертные комплексы всегда располагаются в центре городов, в местах с хорошей доступностью общественным и индивидуальным транспортом. С учетом условий одновременной загрузки большого количества зрителей, должны быть обеспечены авантплощадью и автомобильными парковками.

Архитектура концертных залов постоянно изменялась в течение ХХ и начала XXI века с учетом накапливаемого опыта. Строящиеся сегодня в мире концертные здания кардинальным образом отличаются от аналогичных о функции зданий, построенных в 1970-е годы.

В первоначальный период развития концертных залов стремление театральных постановщиков к совершенству исполнения привело к разделению исполнителей и зрителей (оркестровой ямой, порталом с антрактным занавесом). Действие приняло одностороннюю направленность, а зрительская зона - однофронтальное положение. Такое положение закреплялось проведением концертов в театральных и клубных залах со сценическими коробками.

С появлением универсального концертного зала им. Чайковского, решенного единым пространством с открытой эстрадой и устройством дополнительной площадки для оркестра в виде боковой галереи (а не оркестровой ямы) зрители почувствовали себя участниками действия. В театрах начали искать новые сценографические формы и освобождаться от громоздких декораций, а в концертной среде до сих пор сохраняется инерция использования декоративных задников, а порой, и бутафорской атрибутики.

Послевоенный бум строительства концертных залов за рубежом ознаменовался поиском новых направлений в концертной деятельности. Все крупные концертные залы решены единым пространством с эстрадой, максимально охваченной зрительской зоной (концертные залы Берлинской филармонии и Бетховенский в Бонне). По той же схеме стали сооружаться и отечественные объекты (Большой зал московского Международного Дома Музыки, летний концертный зал в Сочи.

Усилившаяся конкуренция за зрителя (особенно с телевидением) определяет необходимость использования двух серьезных преимуществ концертных залов: предоставление условий для общения зрителей с «живыми» звуками, артистами, а также возможность для публичного выражения эмоций. За рубежом, где конкуренция острее, акустика залов настраивается на каждую программу, залы не превышают вместимость в 3000 мест (предел для залов с естественной акустикой.

В России имеется сравнительно небольшой опыт проектирования концертных залов. В основном используются филармонические и консерваторские здания, построенные в начале ХХ века, здания домов и дворцов культуры постройки 20-70-х гг. Здания, предназначенные для использования исключительно или преимущественно для концертной деятельности, строились в СССР со 2-й половины 1960-х до конца 1980-х гг. Существовала специализированная проектная организация (ЦНИИЭП зрелищных зданий им. Б.С. Мезенцева), которая выполняла все или почти все подобные проекты.

С начала 1990-х гг. строительство концертных залов в России почти не ведется. Исключения – возведение Международного Дома Музыки на Красных Холмах, Центра оперного пения Вишневской на ул. Остоженка в Москве, концертного зала «Маринка-3» в Санкт-Петербурге. В первых двух случаях отсутствие опыта подобной работы у проектировщиков привело к серьезному ухудшению результата.

Официальных норм, регламентирующих правила разработки концертных залов не существует, при проектировании следует руководствоваться общими требованиями СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». Однако, ГУП МНИИП «Моспроект-4» и ЗАО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева в 2004 г. разработаны для г. Москвы и утверждены Москомархитектурой «Рекомендации по проектированию концертных залов», которые могут быть применены в качестве основы и для других регионов (приложение 1.

Особенности современных концертных залов Как уже отмечалось, совершенствование концертных залов с целью улучшения их акустических и зрительских качеств непрерывно продолжается и современные концертные залы строятся по принципиально иным типологическим схемам, чем 30 лет назад. Можно выделить следующие тенденции: • Приближение исполнителя к зрителю. В современных концертных залах с естественной акустикой отказываются от размещения исполнителей на сцене театрального типа или сцене-эстраде в пользу выдвинутой в центр зала эстрады без занавеса. Зрители в этом случае размещаются не только перед площадкой, но и по бокам от нее и даже за ней (на приподнятых галереях), оказываясь на минимальном расстоянии в зоне прямого звука. Такой тип площадки оптимален для больших филармонических, камерных и литературных выступлений и менее предпочтителен для эстрадных, хореографических, народных и сборных концертов. Это связано с тем, что интенсивность звука резко падает с удалением слушателя от исполнителя и необходимо размещать максимальное число зрителей в непосредственной близи от эстрады. Не рекомендуется размещать на расстоянии свыше 27 метров от эстрады слушателей литературных концертов, свыше 30 метров – камерных, свыше 45 метров – больших филармонических. Галереи по бокам и позади сценической площадки используются также для размещения хора в случае его совместного выступления с оркестром, или оркестра, если на основной площадке выступает хореографический коллектив. Такая схема также хорошо подходит для использования в современных конференц-залах, в типологии которых также прослеживаются тендеции к отказу от фронтальной схемы размещения лектора—зрителей в пользу кольцевой. • Отказ от ортогональной (прямоугольной) формы зала. Залы имеют сложную конфигурацию, определяемую акустическими расчетами. • Размещение залов в автономных «капсулах». В непосредственной близости от залов (акустических в первую очередь) запрещается размещение венткамер, вентшахт, лифтовых шахт, других помещений повышенной шумности, не рекомендуется размещать залы вблизи авто- и железнодорожных магистралей, линий метрополитена, трамвая, троллейбуса. Для того, чтобы избежать внешних влияний на зал, современные концерт-холлы проектируются в виде автономных акустических капсул, связанных с остальными конструкциями здания через специальные амортизаторы (залы подвешиваются на тросах или опираются на резиновые подушки). В России такое решение впервые применено в Московском Международном Доме Музыки. • В залах широко используются мобильные и трансформируемые архитектурные элементы для «настройки» зала под определенный тип концерта или коллектив: подвешиваемые над эстрадой и залом звукоотражающие экраны, накладные звукопоглащающие элементы в задней части зала. • Современные концертные залы проектируются как landmark buildings – «знаковые здания», современные памятники архитектуры.

Планировка современного концертного зала (Royal Concert Hall, Глазго, Шотландия.

Арх. Френк Гери. Walt Disney Concert Hall, Лос Анжелес, США, 1989 - 2003.

31-10-2016, 01:52
просмотров
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.